БАКУНИНА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА (портрет)
В государственном музее А.С. Пушкина находится портрет Бакуниной Екатерины Павловны кисти О.А. Кипренского, выполненный в 1811 году.
Этот камерный портрет эпохи Пушкина очень дорог нам по нескольким причинам. Портрет Бакуниной, расположенный среди страниц принадлежащего ей альбома, это — один из ранних натурных рисунков Кипренского, его экспромт, запечатлевший притягательный образ.
В этом же альбоме на следующей странице нарисован пейзаж с надписью «Волга въ Твери». То есть портрет Бакуниной мог быть исполнен Кипренским во время его работы при дворе великой княгини Екатерины Павловны, где он жил с апреля 1811 по март 1812 года.
В портрете читается образ «задумчивой девы», проникнутый настроениями элегической поэзии Карамзина, Батюшкова, Жуковского, с произведениями которых Кипренский был знаком по журнальным публикациям, и лично знал поэтов, встречаясь в Москве и на вечерах в тверском дворце Екатерины Павловны.
В портрете воплощён идеал «прелестной девы», который волновал и являлся источником вдохновения молодого А.С. Пушкина в 1815-1817 годах.
«Милая Бакунина» была первой юношеской любовью поэта, «Катериной I» его «Дон-Жуанского списка». «Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи», — вспоминал лицеист С.Д. Комовский.
К Бакуниной обращено более десяти стихотворений Пушкина, среди которых «Осеннее утро», «Уныние», «Месяц», «Певец», «Желание», «Слово милой», «Любовь одна — веселье жизни хладной…»
Первые стихи и дневниковые записи, посвящённые Бакуниной, полны детской непосредственности. Дневник 29 ноября 1815 года:
«Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — её не видно было! — наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!..
Он пел любовь — но был печален глас,
Увы! Он знал любви одну лишь муку! (Жуковский)
Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Б…! Но я не видел её 18 часов — ах! какое положенье, какая мука. — но я был счастлив 5 минут».
В стихах 1816-1817 годов уже начинает звучать неподдельное элегическое чувство.
Осенью «милая Бакунина» уезжает из Царского Села в город ( она была фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны). Поэт вспоминает «милую» , «незабвенную», «прекрасную», «несравненную», «задумчивую деву», и впервые из под его пера выходят строки с описанием русского осеннего пейзажа:
Уж нет её … до сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою. —
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы,
Забыты вы … до сладостной весны!
(Осеннее утро. 1816)
Чистота, одухотворённость и обаяние — вот те черты юной девушки, воспринятые и переданные Кипренским в этом портрете Екатерины Павловны Бакуниной.
БАКУНИНА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА (портрет)