БАКУНИНА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА (портрет)

БАКУНИНА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА (портрет)

Ekaterina Pavlovna Bakunina

ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА БАКУНИНА

В государственном музее А.С. Пушкина находится портрет Бакуниной Екатерины Павловны кисти О.А. Кипренского, выполненный в 1811 году.

Этот камерный портрет эпохи Пушкина очень дорог нам по нескольким причинам. Портрет Бакуниной, расположенный среди страниц принадлежащего ей альбома, это — один из ранних натурных рисунков Кипренского, его экспромт, запечатлевший притягательный образ.

В этом же альбоме на следующей странице нарисован пейзаж с надписью «Волга въ Твери». То есть портрет Бакуниной мог быть исполнен Кипренским во время его работы при дворе великой княгини Екатерины Павловны, где он жил с апреля 1811 по март 1812 года.

В портрете читается образ «задумчивой девы», проникнутый настроениями элегической поэзии Карамзина, Батюшкова, Жуковского, с произведениями которых Кипренский был знаком по журнальным публикациям, и лично знал поэтов, встречаясь в Москве и на вечерах в тверском дворце Екатерины Павловны.

В портрете воплощён идеал «прелестной девы», который волновал и являлся источником вдохновения молодого А.С. Пушкина в 1815-1817 годах.

«Милая Бакунина» была  первой юношеской любовью поэта, «Катериной I» его «Дон-Жуанского списка». «Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи», — вспоминал лицеист С.Д. Комовский.

К Бакуниной обращено более десяти стихотворений Пушкина, среди которых «Осеннее утро», «Уныние», «Месяц», «Певец», «Желание», «Слово милой»,  «Любовь одна — веселье жизни хладной…»

Первые стихи и дневниковые записи, посвящённые Бакуниной, полны детской непосредственности. Дневник 29 ноября 1815 года:

«Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..

Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — её не видно было! — наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!..

Он пел любовь — но был печален глас,

Увы! Он знал любви одну лишь муку! (Жуковский)

Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Б…! Но я не видел её 18 часов — ах! какое положенье, какая мука. — но я был счастлив 5 минут».

В стихах 1816-1817 годов уже начинает звучать неподдельное элегическое чувство.

Осенью «милая Бакунина» уезжает из Царского Села в город ( она была фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны). Поэт вспоминает «милую» , «незабвенную», «прекрасную», «несравненную», «задумчивую деву», и впервые из под его пера выходят строки с описанием русского осеннего пейзажа:

Уж нет её … до сладостной весны

Простился я с блаженством и с душою. —

Уж осени холодною рукою

Главы берёз и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится жёлтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранители священной тишины!

Свидетели моей тоски, забавы,

Забыты вы … до сладостной весны!

(Осеннее утро. 1816)

Чистота, одухотворённость и обаяние — вот те черты юной девушки, воспринятые и переданные Кипренским в этом портрете Екатерины Павловны Бакуниной.

БАКУНИНА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА (портрет)

 

Добавить комментарий